HR без бюджета, или Как поддерживать людей и бизнес в непростые времена
7 ноября 2022•
2 896
Любой эйчар знает, насколько важно сегодня работать с HR-аналитикой, измерять уровень вовлечённости и лояльности сотрудников, повышать стандарты в области управления персоналом. Но что делать, если бюджета на дорогостоящие HR-системы и корпоративные мероприятия нет, а задача удерживать работников и повышать их эффективность — есть? На примере группы компаний «Монополия» разберём, как с помощью системы обратной связи помочь и бизнесу, и людям.
Ирина Жильникова
автор статей
⏱ 10 минут полезного чтения
Вовлечённость = продуктивность?
Вовлечённость — один из главных HR-показателей, влияющих на эффективность, удовлетворённость и «командность» сотрудников. То есть насколько они чувствуют себя частью единого механизма, понимают свою роль в компании и дружно идут к общей цели. При этом точного ответа на вопрос — как добиться хотя бы 80%-го уровня вовлечённости персонала — по-прежнему нет. У самурая есть только путь.
Одни говорят — нужно доносить ценности и цели компании через индивидуальную работу с каждым сотрудником. Другие упоминают о важности открытой коммуникации: если у человека есть вопрос, компания должна дать ответ, а ещё лучше — заранее рассказывать людям о результатах и планах на будущее. Третьи делают упор на неформальные корпоративные активности, чтобы опыт общения с компанией не ограничивался решением рабочих задач. Универсальных подходов нет. Всё зависит от целей, задач и ресурсов конкретной компании.
Вместе с тем многие консалтинговые агентства отмечают взаимосвязь между положением дел в бизнесе (и даже в отдельных отраслях) и настроениями работников, то есть их вовлечённостью. Например, на фазе стартапа люди зачастую готовы работать «за идею», лишь бы увидеть результат своего труда. А в кризисное время уровень вовлечённости неизбежно снижается, и HR-специалистам приходится прикладывать немало усилий, чтобы поддерживать сотрудников.
Недавно Microsoft Work Trend Index выявил серьёзную проблему: 87% сотрудников считают, что они очень продуктивны, хотя с этим согласились только 12% руководителей. И нельзя сказать, что люди стали работать меньше. Напротив, исследование Microsoft, включающее опросы и данные из Microsoft Graph, показало: число совещаний сотрудников увеличилось на 153%, а количество встреч с «двойным бронированием» — на 46%.
При этом руководители и сотрудники видят картину мира по-разному. Управленцы сталкиваются с высокой инфляцией, экономическим спадом, проблемами с цепочками поставок, крахом рынков, а от них хотят большей производительности. Достигнув определённой точки кипения, они начинают закручивать гайки и просить того же от работников. Сотрудники тоже сталкиваются с неопределённостью и не понимают, стоит ли им к прочим проблемам добавить ещё и рабочие. Как пишет аналитик, писатель и лидер мнений в HR Джош Берсин: всё это приводит к «паранойе производительности». И лучшее, что можно сделать в этой ситуации, — поговорить с людьми.
В результате компания создала новую модель управления эффективностью, фактически выкинув всё ненужное. Чему учит нас эта история? Чаще спрашивать мнения у сотрудников. Потому что каждый из них на своём месте знает, как будет лучше для компании.
А начать можно с самых простых вещей — с оценки настроений, уровня вовлечённости и удовлетворённости сотрудников. В 2021 году 57% работодателей проводили подобные исследования силами HR-специалистов. Что важно — результаты учитывались при разработке HR-стратегии. Это данные HR-анкетирования, организованного в рамках Рейтинга работодателей России hh.ru.
Однако для многих работодателей вовлечённость, удовлетворённость и лояльность людей — по-прежнему неисследованная зона, а значит, есть риски для бизнеса. История знает примеры, когда снижалась эффективность отдельных подразделений, росло эмоциональное выгорание людей, в результате компания теряла деньги и ценных сотрудников.
Опросы как индикатор состояния сотрудников
Чтобы как-то менять ситуацию к лучшему, важно осознать потребности сотрудников. В разных компаниях и даже командах они могут быть различны. Например, группа компаний «Монополия» начала с опроса вовлечённости.
Одним из стоп-факторов в работе с опросами вовлечённости для многих становится разрозненная целевая аудитория. Одно дело — дотянуться до офисных работников, у которых всегда под рукой смартфоны, другое — привлечь внимание водителей или кладовщиков. В этом процессе большую роль играет пиар-составляющая. Необходимо рассказать об опросе через те каналы и таким образом, чтобы сотрудникам захотелось его пройти. Сделать фокус на том, что получат люди, а не бизнес.
/
Другая важная составляющая, когда речь заходит об опросах, — комфортная среда. Сотрудники должны чувствовать себя максимально безопасно, отвечая на вопросы, каждый пункт должен быть им понятен. В этом, кстати, большой плюс платформ с готовыми шаблонами опросов. Например, наплатформе обратной связи kakdela есть 14 готовых шаблонов для разных HR-поводов, которые можно редактировать и дополнять при необходимости. Причём работать с опросами могут не только HR-специалисты, но и линейные руководители, генеральный директор. Словом, все, кто хочет держать руку на пульсе команды.
Помимо опроса удовлетворённости, на kakdela есть готовый шаблон исследования «Самочувствие и тревожность сотрудников». Опрос помогает оценить эмоциональное состояние работников и найти ответы, чем компания способна помочь сегодня людям.
Опросы помогают снижать уровень тревожности как в командах, так и у отдельных сотрудников, проверять гипотезы, собирать ценную обратную связь. Люди чувствуют, что компания внимательно относится к их «болям».
Но на этапе сбора информации работа не заканчивается. Следующий шаг — разработка плана мероприятий, коммуникаций, учитывая возможности компании и ответы людей.
Что делать с результатами
Вся система обратной связи нужна для понимания: что работает хорошо, а что — не очень. Тогда становится ясно, как с этим быть. Для компаний результаты опросов вовлечённости и самочувствия могут стать сигналом к изменениям или обоснованием разных мер поддержки сотрудников. Для тех, кто никогда не отслеживал эти показатели, данные стоит взять за отправную точку для непрерывных улучшений. Работа с вовлечённостью — далеко не разовая история. Это регулярные опросы, мероприятия, коммуникации. На основании результатов важно создать план и вовлечь в него как можно больше сотрудников. И для этого не всегда нужны материальные ресурсы.
К числу мероприятий, которые не требуют никаких материальных вложений со стороны компании, но приносят максимальную пользу, можно отнести Q&A-сессии с руководством или экспертами компании. На kakdela есть специальная анкета для сбора вопросов. Сотрудники могут поделиться тем, что их волнует, а компания — подготовить ответы. Проводить такие онлайн- или офлайн-сессии вопросов и ответов гораздо эффективнее, чем обращаться к сотрудникам письменно. Всё-таки людям нужны люди.
В текущих условиях лучшая стратегия — мониторить настроения сотрудников и искать возможности для поддержки. HR-специалист в таком случае превращается в связующее звено между внешним миром, руководством компании и людьми. И это непросто. Но чем больше людей в компании проникнутся открытым стилем общения, тем сильнее будет единая поддерживающая система. Именно она может стать тем самым «подорожником», который сейчас нужен нам всем.