Статьи

Как нанять бариста: советы малому бизнесу и не только

Американо, латте, раф? Где бы предприниматель ни установил кофейную точку, интерес клиентов ему обеспечен. Ведь без чашечки ароматного напитка многим сложно представить и начало рабочего дня, и деловую встречу, и дружескую беседу. Но интерес предстоит конвертировать в постоянный поток клиентов. Здесь многое зависит от бариста. Эксперты hh.ru подготовили список вопросов, которые стоит задать кандидату во время собеседования. Нам помогала Елена Лондарь, консультант Премии HR-бренд и Рейтинга работодателей России hh.ru.
Ольга Плескань
Ольга Плескань
автор статей

⏱ 3 минуты полезного чтения

В обязанности бариста входит не только приготовление кофе (хотя и это непросто!), но и помощь клиенту в выборе напитка, обслуживание техники, контроль за запасом зёрен, сахара, посуды, уборка на точке и так далее. Работодателю важно, чтобы сотрудник проявлял коммуникабельность, обучаемость, гибкость и мотивацию. Всё это — необходимые качества для бариста.

Бариста — эдакий микс повара и официанта. Мало кто из поваров общается с гостями ресторана, а вот бариста и официант постоянно в зале. Для кандидатов важны хороший русский язык и поставленная речь. Умение общаться, поддерживать разговор, широкий кругозор.
Ануш Мирзоянц, шеф-повар, хозяйка кулинарной школы, автор кулинарного проекта #карантинeat

Вот список вопросов, которые имеет смысл задать кандидату, чтобы понять, станет ли он «звездой», центром притяжения в вашей кофейне или на кофе-точке, к которому клиенты будут приходить снова и снова.

► Какой кофе вы пьёте? Или: самый вкусный кофе — это?

Любить кофе бариста не обязан, но он должен идеально знать специфику разных сортов и способов приготовления, понимать, что вкусы у всех разные, и уметь общаться. Ответ кандидата продемонстрирует, как потенциальный сотрудник будет рассказывать о кофе, отвечать на расспросы клиентов о различиях между напитками или просьбу сделать кофе «на ваш вкус».

► Чему новому вы научились в профессии за последние три месяца? Постоянные посетители кофеен — люди требовательные и взыскательные. Важно, чтобы сотрудник был в курсе мировых «кофейных» трендов и технологий.

► Расскажите о рабочей ситуации, доставившей вам наибольшее удовольствие за последнее время.

У бариста, как и барменов, нет возможности выбирать клиентов. Все профессии, связанные с постоянным потоком людей, опасны эмоциональным выгоранием. Поэтому важна реальная и постоянная мотивация работать. Если соискатель умеет находить удовольствие и драйв в рутинных действиях — это ваш кандидат!

► Назовите людей, которые вас вдохновляют.

Бариста — творческая профессия, ведь каждый раз от него ждут маленького шедевра в кофейной чашке. А какое творчество без источников вдохновения? Кроме того, это даст вам понимание о кругозоре кандидата и его стремлении к развитию.

► Как вы считаете, что людей обычно не устраивает на работе?

Ответ на этот вопрос даст работодателю информацию, чего опасается потенциальный сотрудник. Её несложно соотнести с реальными условиями работы и предположить, комфортно ли кандидату будет у вас.

► Опишите период, когда вам приходилось работать исключительно усердно, чтобы предоставить отличный сервис клиенту. Что вы делали и каков был результат?

У кандидата может не быть ответа на этот вопрос, если это его первое место работы. Тогда можно предложить рассказать о предположительной ситуации. По ответу вы поймёте, как кандидат представляет себе идеальный сервис и какие усилия готов приложить для его реализации.

► Какие качества вы хотите развивать у себя в ближайшие пару лет?

Конечно, хочется, чтобы новый бариста проработал долго и эффективно. Поэтому важно заранее знать, как планирует развиваться кандидат. Например, если он мечтает прокачать свои лидерские навыки, вряд ли ему долго будет интересно на позиции бариста.

Спрашиваю про любимые напитки, коктейли. Какие марки, сорта кандидат знает. Знаком ли с историей напитка. Насколько человек интересуется тем, что делает. Это просто руки, которые готовят напиток, смешивают ингредиенты по рецепту, или за этим напитком есть история у человека? Именно это важно и гостям, к таким бариста они приходят не только за напитком, но и пообщаться, узнать что-то интересное, новое.
Ануш Мирзоянц, шеф-повар, хозяйка кулинарной школы, автор кулинарного проекта

 

К другим полезным статьям
Вакансии дня